Какое масло заливать в культиватор?
Механизация труда на загородном участке даёт возможность выполнять больше работы за меньшее количество времени, одновременно прикладывая меньше собственных сил. Производители оборудования для приусадебного хозяйства предлагают большой ассортимент техники разнообразного назначения и конструкции. Одним из наиболее функциональных «дачных помощников» по праву считается мотокультиватор. При своей нехитрой конструкции эти аппараты существенно облегчают уход за почвой, включая её копку, боронование, удаление сорняков, а в отдельных случаях и сбор поспевших корнеплодов.
Содержание
- Функции масла в двигателе для мототехники
- Разделение масел по особенностям эксплуатации
- Разные масла для разных температурных условий
- Дополнительные особенности масел
- А можно ли заливать автомобильное масло?
- Не забываем про трансмиссию!
- Когда лучше менять масло в двигателе мотокультиватора?!
- Почему следует придерживаться рекомендаций производителя?
В то же время нужно помнить, что небольшой по размерам и относительно слабый двигатель культиватора очень чувствителен к качеству и регулярности технического обслуживания. Прежде всего, это касается замены и качества используемого масла. Если смазки будет недостаточно, то агрегат будет работать в условиях повышенного трения и менее эффективного отведения тепла. А это неизбежно приведёт к раннему выходу его из строя.
Поэтому важно постоянно контролировать уровень масла в смазочной системе – с этого должна начинаться подготовка аппарата к работе. Кроме того, нужно знать, какое масло заливать в культиватор. Причём разобраться с этим вопросом следует заблаговременно – без подготовки сориентироваться в широком ассортименте расходных материалов, предлагаемых магазинами, может быть очень непросто. Помочь вам понять, что и как лучше выбирать, как раз и призвана наша новая статья.
Функции масла в двигателе для мототехники
Изначально скажем несколько слов о том, почему эффективная смазка мотора культиватора так важна. Обусловливается это разнообразием и важностью функций, выполняемых маслами в двигателе инструмента:
- смазывание движущихся и трущихся агрегатов;
- замедление механического износа;
- создание оптимальной плотности, компенсация износа;
- отведение тепла и предотвращение перегревов;
- смыв загрязнений и отложений со стенок камеры сгорания, поверхности поршня и т. д.;
- снижение шумности работы двигателя;
- общее сохранение его рабочего ресурса.
Работа мотокультиватора «на сухую» неизбежно приведёт к выходу двигателя из строя – с высокой вероятностью его заклинит практически сразу после пуска. И в этом случае придётся полностью менять силовую установку, что подразумевает существенные расходы.
Поэтому своевременная замена смазочных материалов и использование правильно выбранной смазки – это прямая экономия ваших средств.
Разделение масел по особенностям эксплуатации
Прежде всего, нужно выбирать масло, подходящее типу мотора вашего культиватора и условиям его использования. Дело в том, что работа бензиновых и дизельных силовых установок существенно различается по условиям и принципу, поэтому и к заливаемым материалам они предъявляют индивидуальные требования. А также нужно учитывать, что при низких нагрузках и интенсивной работе двигателю требуются различные степени защиты.
Разделение масел по типу топлива предусмотрено стандартизированной классификацией API. Согласно ей все смазки для двигателей делятся на 2 крупные категории – C и S. Первая группа включает в себя материалы, предназначенные для использования в 4-тактных дизельных моторов, а вторая – масла для бензиновых силовых установок. И также относительно недавно появилась ещё одна группа масел – EN, это специальные энергосберегающие материалы, которые пока ещё практически не используются производителями инструмента.
Дополнительно каждая группа подразделяется на несколько видов. Смазочные жидкости для бензиновых двигателей, рекомендованные для использования на мотокультиваторах, имеют следующие видовые маркировки:
- SA – для работы при невысоких нагрузках, если нет необходимости в дополнительных присадках;
- SB – масла для использования при среднем уровне нагрузок, отличающиеся стабильностью и малой окисляемостью;
- SC – для двигателей, не имеющих систему PCV, отвечающую за рециркуляцию картерных газов;
- SD – для использования в двигателях с PCV-системой, такие масла более эффективно, чем класс SC, предотвращают образование высокотемпературных отложений;
- SE – предназначены для использования в двигателях, чья конструкция разработана в 1972 г. или позднее, обеспечивают эффективную защиту от ржавления и износа;
- SF – смазки, имеющие данную маркировку, отличаются более высокими эксплуатационными свойствами, чем класс SF, и предназначены для использования в двигателях, разработанных в 1980 г. и позднее;
- SG – этот класс введён для двигателей, изготавливаемых с 1988 г., составом и свойствами входящие сюда масла похожи на материалы класса SF, однако обладают рядом эксплуатационных преимуществ;
- SH – используется с 1992 г., входящие в этот класс масла считаются универсальными.
Для дизельных мотокультиваторов предлагаются следующие классы смазочных материалов:
- CA – подходят для использования при низких и средних нагрузках, при соблюдении режима работы обеспечивают достаточную защиту от коррозии и износа;
- CB – также используются в условиях низкой и средней интенсивности работы, в сравнении с предыдущим классом более эффективно борются с коррозией, эффективны при высоком содержании серы в топливе, однако также не подходят для высоких нагрузок;
- CC – состав и свойства таких материалов адаптированы под использование в условиях как средних, так и высоких нагрузок и предназначены для дизелей с воздушным охлаждением;
- CD – смазка для высокооборотистых двигателей, охлаждаемых воздухом.
Это наиболее распространённые классы дизельных масел, используемых в двигателях культиваторов.
Отдельную группу составляют смазки с двойной маркировкой, например, SG/CD. Это указывает на возможность их использования как в бензиновых, так и в дизельных двигателях.
Разные масла для разных температурных условий
Для стабильной работы культиватора нужно использовать смазки, соответствующие времени эксплуатации культиватора. При различных температурных воздействиях смазка ведёт себя по-разному: при нагреве она становится более жидкой, а при охлаждении, напротив, густеет. Производители, изменяя номинальное состояние смазочных материалов, адаптируют их к разным условиям работы. Поэтому всё разнообразие, представленное на рынке, можно разделить на 3 группы:
- Летние смазки двигателей. Они изначально более вязкие, благодаря чему в условиях высоких внешних температур не становятся избыточно текучими. Сохраняя довольно густую консистенцию, они эффективнее сцепляются с поверхностями деталей двигателя и обеспечивают надёжную защиту от трения и износа.
- Зимние масла для мотокультиваторов. Вязкость таких сортов существенно ниже, благодаря чему они не становятся чрезмерно густыми при отрицательных температурах, облегчают запуск двигателя и более эффективно защищают его при холодной работе.
- Всесезонные сорта. Наиболее распространённый вариант, отличающийся универсальностью использования. Заливать такое масло можно и на лето, и на зиму. Однако для критически низких или высоких температур оно нежелательно.
Понять, для какого сезона эксплуатации разработано то или иное масло, можно по его маркировке в соответствии со стандартами SAE. Для летнего использования предназначены смазки пяти классов: 20, 30, 40, 50 и 60. Чем больше здесь числовое значение, тем при более высоких температурах будет обеспечиваться эффективность смазывания.
Маркировка зимних масел по SAE отличается добавлением после числа индекса W (от Winter – «зима»). Для холодного времени года предлагается 6 классов моторных масел – 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W. Здесь смысл маркировки противоположен летнему стандарту – чем меньше число, стоящее перед W, тем ниже температуры, при которых материал сохраняет текучесть.
В обозначении всесезонных смазок комбинируются обе вышеприведённые маркировки. Сюда относятся материалы, имеющие обозначение 5W-30, 5W-40, 10W-30, 10W-40, 15W-40, 20W-50. Первое число показывает, насколько эффективно это масло будет работать в условиях холода, а второе характеризует его работоспособность при высоких температурах.
Кроме того, следует уделять внимание такому показателю, как отношение вязкости при высоких температурах к скорости сдвига смазки. Значения этого параметра стандартизированы по системе ACEA. Чем больше его величина, тем выше энергосберегающие свойства выбранного вами масла. Соответственно, тем эффективнее оно будет защищать двигатель вашего культиватора. Поэтому выбирать этот показатель нужно соразмерно мощности двигателя и интенсивности предстоящей работы.
В целом же при выборе масла для мотокультиватора рекомендуется придерживаться рекомендаций производителя. Для каждой модели двигателей рекомендованы определённые виды и классы смазок, которые оптимально соответствуют конструктивным особенностям и рабочим параметрам конкретной силовой установки. Более того, многие производители мототехники, как правило, рекомендуют использование смазок тех или иных производителей. Зачастую это обусловлено маркетинговыми интересами, однако лучше всё-таки придерживаться этих советов.
Кроме того, учитывайте, что со временем двигатель будет изнашиваться, зазоры будут увеличиваться – а это может привести к росту расхода смазочной жидкости. В этом случае допускается использовать масла с немного более высокой вязкостью. Однако шаг должен быть в пределах 1 класса SAE – слишком вязкое масло только навредит двигателю.
Дополнительные особенности масел
Также при выборе подходящей смазки для мотора культиватора нужно учитывать рекомендации по их типу. Он зависит от используемых базовых масел. По этому основанию все смазочные жидкости делятся на 3 вида:
- Минеральные. Это наиболее доступные масла, которые можно использовать на двигателях старых конструкций при невысоких нагрузках. Минусами таких материалов являются низкая сопротивляемость низким температурам, меньшая стабильность, из-за чего замену приходится выполнять гораздо чаще.
- Синтетика. Дорогостоящие, но стабильные и высокоэффективные смазки, которые стойко выдерживают высокие нагрузки и широкие перепады температур. Рекомендованы для использования исключительно в зимний период, поскольку лучше других видов выдерживают низкие температуры.
- Полусинтетика. По цене это среднее между минеральными и синтетическими продуктами решение, однако по надёжности работы и защиты двигателя оно ближе к последним. Полусинтетические смазки по праву считают универсальным вариантом, поскольку они подходят для широкого диапазона условий использования и рабочих нагрузок.
Ещё одна довольно важная характеристика масел для бензиновых двигателей – вид силовой установки по количеству тактов. Более мощные культиваторы оснащаются 4-тактными моторами, которые во многом похожи на автомобильные силовые установки: масло здесь заливается в отдельный картер и подаётся специальным насосом. Такие модели более надёжны и экономичны, в то же время их масса ощутимо больше.
2-тактные агрегаты отличаются, прежде всего, способом смазки – масло здесь добавляется непосредственно в бензобак в пропорции, предписанной производителем техники. Конструктивно такие мотокультиваторы проще, а поэтому и дешевле, однако их надёжность, как показывает практика, существенно ниже. Особенностями масла, предназначенного для таких двигателей, являются:
- отсутствие каких-либо присадок;
- низкая степень агрессивности;
- высокая степень очистки.
В зависимости от того, какой тип бензодвигателя установлен на вашем инструменте, нужно выбирать подходящее масло – они не взаимозаменяемы, ошибка в выборе может привести к необходимости промывки смазочной, топливной и других систем мотора.
А можно ли заливать автомобильное масло?
Разнообразие смазок, предназначенных для использования в автодвигателях, значительно шире, к тому же продаются они в большем количестве магазинов, включая сетевые гипермаркеты. К тому же если такие материалы способны защитить крупные и мощные автомобильные моторы, то, казалось бы, для работы в небольших силовых установках культиваторов они вполне подходят.
Эта точка зрения распространена достаточно широко, однако она является в корне неправильной:
- В автомобильных двигателях имеется мощная система охлаждения, в мотоинструменте же для этого используется простая вода или воздух. Поэтому вероятность перегрева смазки здесь намного выше.
- Частота работы двигателей для мототехники на порядок выше, поэтому и используемые здесь расходные материалы должны быть адаптированы под такие специфические условия. В противном случае они не обеспечат должной защиты от износа.
- Существенно различаются пакеты используемых присадок.
Кроме того, автомобильные масла – только для 4-тактных двигателей. Заливка такой смазки в 2-тактный мотор культиватора приведёт к плачевным и дорогостоящим последствиям.
В качестве альтернативного расходника для бензоинструмента можно использовать масла, разрабатываемые для скутеров, эндуро и другой мототехники. Условия работы их двигателей во многом схожи со спецификой работы культиваторов, поэтому при соблюдении ключевых условий – вязкость, эксплуатационные характеристики, тактность двигателя – такая замена возможна.
Однако в любом случае лучше всего придерживаться рекомендаций производителя вашего культиватора. В этом случае вы обеспечиваете оптимальные условия для его работы, предотвращаете его преждевременный износ и, следовательно, экономите свои деньги.
Не забываем про трансмиссию!
Едва ли не более чувствительным к качеству и регулярности обслуживания является редуктор – коробка передач вашего культиватора, преобразующая усилие двигателя в необходимую тягу. Его также необходимо смазывать, однако масло здесь должно использоваться не то же, которое льётся в двигатель, а специализированное. Причём его сюда требуется достаточно много – шестеренки, входящие в конструкцию редуктора, должны быть полностью погружены в смазочную жидкость. В противном случае они будут подвергаться избыточным нагрузкам – а это приводит к быстрому износу механизма.
Тип масла, подходящий для редуктора вашего агрегата, следует уточнять по руководству пользователя – для каждой модели рекомендуется использовать определённую смазку. Однако в большинстве случаев отклонение от указанных сведений не является критичным. Здесь главное, чтобы соответствовали предписаниям изготовителя основные характеристики:
- вязкость;
- температурный диапазон использования;
- тип базового масла.
В то же время рекомендуется по возможности соблюдать советы компании-производителя инструмента.
Кроме того, следует придерживаться оптимальной частоты замены масла в редукторе:
- первичная – после 25–50 моточасов использования культиватора;
- в дальнейшем – через каждые 100–150 моточасов (зависит от уровня нагрузок);
- если инструмент находится на хранении, то смазка должна меняться каждые 1–2 года.
При этом нужно учитывать техническое состояние и степень износа техники. Чем старше культиватор, чем выше на него оказывались нагрузки, тем чаще следует менять в его редукторе масло.
Когда лучше менять масло в двигателе мотокультиватора?
Соблюдать рекомендованные сервисные интервалы следует и в отношении смазки мотора. Общие рекомендации, не учитывающие особенностей конкретных моделей и условия их эксплуатации, выглядят так:
- первичная замена производится после обкатки нового двигателя в течение примерно 10–15 моточасов (может отличаться в зависимости от предписаний производителя);
- после того как обкатка пройдена, при обычном использовании масло меняется каждые 30–50 моточасов;
- если культиватор используется редко, то замена производится 1 раз в 3 месяца;
- перед сезонным использованием, то есть после вывода инструмента из консервации;
- перед отправкой на межсезонное хранение.
Кроме того, следует регулярно проверять состояние и уровень масла щупом. Если смазки в картере недостаточно, то её необходимо долить, а по возможности полностью поменять. Если она потемнела, то необходимо полностью слить старое масло и залить новое.
Аналогично замене смазки в редукторе, здесь надо учитывать и техническое состояние инструмента. Чем старше становится двигатель, тем выше становится его чувствительность к качеству, чистоте и достаточности смазки.
Если силовая установка вашего культиватора работала в условиях критически высоких нагрузок, то можно выполнить двойную замену масла с промывкой. В этом случае сначала полностью сливается старое масло, затем заливается чистое новое – и также сливается. Эта процедура позволяет вымыть из картера оставшиеся в нём загрязнения. Для промывки можно использовать как основную смазку, так и более дешёвую марку. Однако их вязкость должна быть одинаковой. После того как промывочное масло слили, можно заливать вторую, итоговую порцию.
Почему следует придерживаться рекомендаций производителя?
В инструкции к культиватору обязательно должен указываться тип масла, оптимальным образом подходящий конкретному двигателю. Для определения нужной вязкости, а также составления перечня рекомендованных производителей и марок смазки производители мотоинструмента проводят многочисленные испытания, анализируя эффективность защиты трущихся частей тем или иным материалом. Поэтому предписания компании-изготовителя следует неукоснительно соблюдать.
Однако, как мы уже говорили выше, в отдельных случаях от них можно и отступать. В частности, ассортимент смазочных материалов регулярно обновляется, появляются новые продукты, которые вполне могут подойти вашей технике. Кроме того, если двигатель изношен и активно съедает масло, то можно попробовать повысить на 1 уровень вязкость.
Главное же – соблюдать сервисные интервалы и регулярно следить за качеством и количеством смазки в двигателе вашего культиватора.
Товары
- Комментарии