Правильное обслуживание снегоуборщика: как заставить технику работать максимально долго
Зима из года в год остаётся непредсказуемой. В одних регионах снег валит уже с ноября, а в других по-настоящему снежная погода приходит едва ли не в феврале. И невозможно предугадать, какой будет погода в разных уголках России в очередной год. Поэтому, чтобы наступление зимы не было неожиданным для вас, нужно заблаговременно готовиться к её приходу – поговорка про сани и лето по-прежнему не утратила актуальности.
В частности, следует правильно подготовить бензиновый снегоуборщик к сезону – если вы не сделали этого в начале зимы, то сейчас самое время. Ведь уборка снега перед его весенним таянием серьёзно нагружает все агрегаты снегоочистителя. Кроме того, такая техника нуждается в еженедельном и ежемесячном обслуживании. Надо правильно подготовить её и к отправке на хранение после завершения сезона. И каждый из видов техобслуживания включает в себя индивидуальный набор операций. Разобраться, что именно, когда и в каком порядке делать, вам поможет наш гайд. Актуальность приводимых рекомендаций подтверждена нашим многолетним опытом и специалистами по обслуживанию и ремонту бензотехники. Читайте – и применяйте!
Содержание
Подготовка снегоуборщика к работе
В начале сезона или после долгого простоя в бесснежную зиму снегоочиститель нужно правильно подготовить к эксплуатации. Ведь за несколько месяцев без движения может полностью высохнуть смазка, разболтаться крепления, окислиться бензин. И если пропустить подготовительный этап, то уже первый запуск может привести к печальным последствиям. Поэтому вооружаемся инструментами, расходными материалами – и начинаем проверку и обслуживание наиболее важных агрегатов.
Важно: все приведённые здесь пункты рассчитаны на самостоятельное выполнение!
Визуальный контроль
Проверьте на наличие повреждений корпус, ковш, шнек вашего снегоуборщика. На них не должно быть трещин или конструкционных дефектов. Кроме того, в зоне забора снега и на шнеке не должно быть ничего постороннего.
Гаечными ключами протяните все доступные резьбовые соединения. Проверьте фиксацию тросиков, контакт электроклемм. Для аппаратов на колёсном ходу убедитесь, что резина не пробита и достаточно накачана. Для гусеничных моделей проверьте надёжность фиксации гусениц.
Замена масла
В четырёхтактных двигателях масло заливается в отдельный резервуар и требует меньшего внимания. Однако следить за его количеством и качеством следует обязательно: недостаток смазки или плохое качество могут быстро «убить» двигатель. Поэтому в начале сезона как минимум проверьте объём щупом. В идеале же масло надо заменять перед каждым новым сезоном – во время сезонного простоя его химические свойства могут ухудшиться, и оно не будет обеспечивать надёжной защиты трущимся деталям.
Замена масла в снегоуборщике осуществляется следующим образом:
- Запустите двигатель и прогрейте его на холостом ходу примерно 10 минут.
- Заглушите технику, открутите сливные болты (их расположение смотрите в инструкции к вашей модели) и слейте отработанное масло.
- Закрутите болты и залейте через горловину свежее масло подходящего типа.
Важно: соблюдайте рекомендации производителя вашего снегоуборщика, заливайте только рекомендованный для него тип и объём масла.
Заправка
В идеале, убирая снегоочиститель на сезонное хранение, нужно сливать из него бензин. Если это проблематично, то можно добавить в бак специальные присадки-стабилизаторы – они сохранят изначальные характеристики бензина и не дадут ему «постареть» в баке. Как минимум это может защитить от засорения тонких топливных каналов.
Однако перед началом нового сезона бензин из бака (даже если добавлялась защитная химия) обязательно слейте. В некоторых моделях для этого предусмотрен специальный кран. Также может сниматься шланг, подходящий снизу к бензобаку. В крайнем случае можно воспользоваться механической помпой или «дедовским способом» со шлангом. После этого залейте в бак свежий бензин подходящего вида.
Проверка свечей
Выкрутите свечи и проверьте состояние электродов. Они не должны быть плотно покрыты нагаром. Следов бензина на свечах тоже быть не должно. Нагар можно счистить механически, а от бензина избавляются, прокаливая свечи на батарее или плите. Если же свечи используются уже довольно давно, то лучше поставить новые – они упростят запуск двигателя в мороз.
Проверка и регулировка ремней
Шнек снегоуборщика приводится в движение ремённой передачей. Более того, она может служить движителем и для самого агрегата. Если ремень вышел из строя, то снегоочиститель перестаёт работать – эта проблема одна из наиболее распространённых. Поэтому перед началом сезонного использования проверьте состояние и натяжение ремней. Они закрыты кожухом, который для проверки нужно снять. Получив доступ к ремням, осмотрите их на наличие трещин, заметного износа, ворсистости. Если есть выраженные дефекты, то лучше провести замену. Также протяните натяжитель. Ремень не должен провисать и болтаться, но не следует перетягивать его.
Важно: ремень не должен контактировать с бензином, маслом и другими техжидкостями.
Проверка срезных болтов
Чтобы, налетев на твёрдый объект (камень, кирпич, труба и т.д.), шнек не сломался, в конструкции снегохода предусмотрены т. н. срезные болты. Если шнек заклинило посторонним предметом, срезной болт ломается. Это действует как выключатель – на редуктор передачи перестаёт подаваться от двигателя крутящий момент. Если болт закручен неплотно, то возникающий люфт будет разбивать предусмотренные в конструкции снегоочистителя шарниры. Поэтому обязательно проверьте силу его затяга – но только не переборщите с усилием.
Контроль состояния редуктора
Шнек приводится в движение отдельным редуктором, работоспособность которого во многом зависит от качества смазывания. Однако не все модели редукторов разбираются и подходят для домашнего обслуживания. Поэтому сначала изучите инструкцию. Если в ней есть указания на необходимость смазывания, то вооружаемся маслёнкой с подходящим маслом и приступаем к обслуживанию. Сервис же неразборных механизмов должен проводиться только в специализированных организациях.
Регулировка ковша
Выставьте оптимальную высоту снегозахвата – для этого на его корпусе предусмотрены специальные регуляторы. Если работать предстоит на ровных площадках, то можно опустить ковш максимально низко. Для участков с неровной поверхностью следует приподнять его.
Важно: контролируйте равномерность положения регуляторов, снегозахват не должен быть перекошен.
Это все ключевые моменты сезонной подготовки снегоуборочной техники. После их выполнения можно приступать к работе.
Еженедельный сервис
Предсезонная подготовка – это только часть сервисных работ. Чтобы снегоуборщик надёжно работал в течение всей зимы, уделяйте ему внимание регулярно. В частности, перед каждым запуском проверяйте исправность всех рабочих органов, отсутствие видимых повреждений, уровень бензина – предпусковой осмотр снегоуборочной машины мало чем отличается от осмотра машины перед поездкой.
А вот какие процедуры рекомендуется проводить еженедельно:
контролировать уровень масла в картере;
проверять крепление шнека и срезных болтов;
контролировать наличие и величину люфта шнека;
мерить давление в колёсах;
проверять целостность, надёжность крепления и силу натяжения тросиков;
обрабатывать тросики ВэДэ-шкой или устойчивыми к морозу жидкими смазками.
Еженедельно замеряя уровень масла в период активного использования снегоуборщика, вы решаете сразу две задачи. С одной стороны, это минимизирует вероятность работы двигателя «на сухую» и, как следствие его выхода из строя. С другой стороны, такой контроль поможет своевременно выявить ухудшение технического состояния мотора. Исправный двигатель масло практически не ест, а повышенный расход смазки – это уже симптом проблем, которые будут только нарастать. И лучше, пока не поздно, проверить и при необходимости отремонтировать мотор.
Что касается люфта шнека, то это тоже сигнал об износе. Пока подшипники, в которых вращается шнек, в полном порядке, биение не может возникнуть в принципе. Люфт же может свидетельствовать об ослаблении фиксации подшипников или их износе. В первом случае достаточно подтянуть крепёж. Во втором предпочтительней будет замена – чем сильнее будет изнашиваться подшипник, тем сильнее будет биение и следовательно ударный износ.
Контроль давления в шинах – это не только гарантия хорошей проходимости и управляемости снегоочистителя, но и продление срока его эксплуатации. Уже при падении давления на 0.5 атм. ниже рекомендованного уровня износ возрастает сразу в 1.5-2 раза. Но не стоит перебарщивать. У перекачанных шин хуже сцепление и выше риск взрыва.
Ежемесячное обслуживание
Раз в месяц зимой нужно проводить более расширенное ТО снегоуборщика. Оно включает в себя все регулярные и еженедельные процедуры, а также осмотр и протяжку электроконтактов, очистку и проверку работоспособности свечи, смазку шнекового редуктора.
Выкрутив свечу, посмотрите на её цвет – по нему можно диагностировать многие проблемы с двигателем вашего аппарата. Если он работает в штатном режиме, то цвет практически не меняется. А, например, бурый или рыжий налёт, чёрный нагар, показывают, что двигатель работает неправильно. Причин тому может быть множество:
неправильные настройки карбюратора;
сбитое зажигание;
забитый воздушный фильтр;
неисправная свеча.
Фильтр можно промыть или заменить на новый. Свечу можно почистить или же сразу менять. Работы с карбюратором и зажиганием лучше доверить специалистам сервисного центра.
Редуктор нужно смазывать зимним моторным маслом. Демонтируйте шнеки и тщательно промажьте валы. Аналогично обработайте прочие элементы привода, гнёзда для срезных болтов. Для безопасности перед снятием шнеков рекомендуется отключить провод зажигания от свечи, дабы не допустить случайного пуска двигателя.
Проводя ТО шнека, замерьте и его люфт. Допустимым считается ход в 1 мм, если он больше, то это указывает на износ редукторной шестерни. При люфте в 1-2 мм она ещё некоторое время выдержит, а при ходе более 2 мм лучше как можно быстрее заменить шестерню.
Подготовка снегоуборщика к сезонному хранению
Когда зима закончилась и пришло время убирать снегоочиститель на хранение, его нужно правильно подготовить. Такая сезонная консервация включает следующие работы:
смазка моторным маслом всех резьбовых креплений;
обработка ВэДэ-шкой либо термостойким маслом тросиков;
выработка либо слив бензина;
залив в цилиндр через свечное отверстие 8-10 мл моторного масла, которое вы заливаете в двигатель своего снегоочистителя.
Важно: недостаточно просто убрать из бака жидкий бензин – нужно избавиться и от его паров. Для этого примерно на сутки оставьте снегоуборочную машину с открытой крышкой бензобака в помещении с хорошей вентиляцией. Чтобы в бак не мог попасть мусор, прикройте его чистой тканью.
После проведения всех этих работ можете отправлять снегоочиститель на сезонное хранение.
Возможные неисправности: диагностика и устранение
Конструктивно бензиновый снегоуборщик достаточно прост – однако в его работе может возникнуть немало неполадок. Какие-то из них можно исправить и своими силами, а для устранения других не избежать обращения в специализированную сервисную службу. Ниже мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся «болезни» снегоуборочных машин и разберём возможные способы их «лечения».
Неполадки в двигателе
При нестабильной работе, низкой тяге и плавающих оборотах попробуйте выполнить следующие действия:
проверьте, открывается ли в нужный момент воздушная заслонка;
слейте старое топливо и заправьте в бак заведомо качественный бензин;
прочистите либо замените воздушный фильтр;
установите новую свечу.
Если ничего из вышеперечисленного не помогло, замерьте компрессию в цилиндре. Если она ниже 7 атм., то это свидетельствует о серьёзных проблемах, как:
разрушение поршневых колец;
прогорание прокладки ГБЦ;
повреждение клапана.
Определить точную причину падения компрессии и ликвидировать её можно только с помощью специализированного оборудования. Поэтому обращение в ремонтную мастерскую здесь неизбежно.
Если заводите снегоуборщик ручным стартером, то обратите внимание на поведение двигателя. В случае, когда он дёргается и проворачивается не плавно, это может быть признаком задира вкладыша на коленвале. Подтвердить или опровергнуть эту версию сможет только специалист.
Компрессия в норме, а коленвал крутится без помех? Тогда проблема может быть в карбюраторе, зажигании или выпускной системе. Их проверку также лучше доверить экспертам.
Проблемы с ходовой частью
Если шасси вашего снегоуборщика не оснащено дифференциалом, а поворачивает под действием вашей мускульной силы, то неполадки в его работе в большинстве случаев можно выявить и исправить своими силами. Поэтому нижеприведённые рекомендации распространяются именно на такие модели.
Важно: обслуживать ходовую часть аппаратов, в которых для поворота нужно двигать рычаг, а также оснащённых дифференциалом, следует в условиях специализированной мастерской.
Если неожиданно пропало движение на одной из скоростей КПП, то это может быть вызвано сбоем в регулировках вариатора. Движение рычага, включающего ту или иную передачу, передаётся на привод вариатора посредством тяги с изменяемой длиной. В отдельных ситуациях эта длина может самопроизвольно меняться. Порядок исправления:
снимите кожух вариатора;
переключайте скорости;
одновременно отслеживайте характер движения роликов по фрикционному диску.
Если настройки правильные, то при включении верхней передаче ролик смещается к самому краю диска. А на первых скоростях переднего и заднего хода он располагается вблизи центра. При сбое же длины тяги на одной из скоростей ролик попадает точно в центр диска.
Кроме того, проблема может скрываться в самом фрикционном диске. Он может деформироваться или достигнуть критического износа. В результате контакт ролика и диска будет периодически прерываться. В этом случае лучшим решением будет замена диска, что лучше доверить профильным специалистам.
Возможна ситуация, что снегоуборщик потеряет тягу или вовсе перестанет двигаться независимо от включённой передачи. Это может быть следствием следующих неполадок:
провисание или порыв приводного ремня;
износ фрикционного кольца, которым ролик сцепляется с диском вариатора.
Снимите кожух, при выключенном двигателе передвиньте рычаг подсоединения шасси и проверните вручную фрикционный диск. Если хоть и с усилием, но получилось, то это признак ослабленного ремня – отрегулируйте натяжной механизм. Если диск проворачивается вообще без сопротивления, то ремень порвался – здесь поможет только замена. Изношенные фрикционные кольца тоже нужно менять и делать это лучше в профильной мастерской.
Потеря хода возможна и при работе в глубоком снегу, если он попал в корпус, растаял и стёк в пространство между ремнём и шкивом. Чтобы вернуть технику в строй, сделайте следующее:
закатите в помещение;
тщательно обметите от снега;
демонтируйте и просушите ремни;
сухой тканью вытрите шкивы;
верните ремни на место и соберите всё в обратной последовательности.
Надевая облицовку корпуса, проконтролируйте, чтобы между панелями и рамой не было зазоров. На все эти процедуры в среднем уходит 15-20 минут.
Неисправности в шнекороторной части
Симптомы у таких проблем одинаковые: снижается эффективность забора снега и/или дальность его отброса. При их проявлении нужно, прежде всего, прочистить жёлоб. Если снег мокрый, то он может налипать на его внутренние поверхности, снижая пропускную способность и повышая сопротивление ротору.
Важно: прочищайте жёлоб только при выключенном двигателе.
Для большей надёжности можно обработать внутренности снегоотводящего жёлоба ВэДэ-шкой. Она создаст барьерную плёнку, зацепиться за которую, снегу будет намного сложнее.
Если прочистка не помогла, то проблема кроется глубже. С помощью специального рычага отсоедините шнекоротор от аппарата и тщательно очистите его от снега. Проверьте состояние срезных болтов. Если они переломлены, то, значит, на пути снегоочистителю попался твёрдый предмет, который потенциально мог вывести из строя редуктор и мотор. Постарайтесь найти эту помеху и убрать либо обозначить во избежание повторного попадания на неё.
Если болты в порядке, то закатите снегоуборочную машину в сухое (в идеале ещё и обогреваемое) пространство. Снимите кожух с привода шнека и проверьте состояние ремённой передачи. Если она повреждена или оборвана, то установите новый ремень. Также просушите тканью оба приводных шкива.
Возможна и такая ситуация, что жёлоб прочищен, ремень в порядке, но шнекоротор всё равно не работает или работает плохо. В этом случае проверьте натяжение тросика, идущего от управляющей рукояти к прижимному ролику. Также это может быть следствием повреждения шестерни в редукторе. И если тросик можно вернуть к нормальному натяжению своими силами, то ремонтировать редуктор придётся в сервисном центре.
Товары
- Комментарии